правее правого
Jan. 10th, 2026 03:58 amВ 2005-ом мне очень нравились идеи о компактной государственной машине, низких налогах, доверии общества к институтам, решение проблем через заключение осознанных и исполнимых контрактов и решение конфликтов в суде. В общем, в те годы в мире правых идей (во всяком случае в той его части в которую у меня был доступ) интерес вызывали либертарианские идеи и минархизм.
Потом уже до меня дошло что рыночные механизмы — предназначены для решения именно экономических проблем, политика или тем более гуманитарные вопросы — по определению им перпендикулярны и незначимы, но сейчас не о том разговор.
Представим что мое знакомство с правыми идеями происходило бы сейчас.
Что я услышу сейчас от условного правого спикера? Про то что все проблемы от мигрантов и леваков? Что это не суд обладает властью в разрешении споров, а указ Главного Начальника? Что право силы, что в международной политике, что в решении местных проблем — это альфа и омега?
Означает ли это что сторонники либерального рынка исчезли? Нет, просто главную скрипку играют совсем не они.
Собственно, это видно даже по моим тогдашним знакомым из той же тусовки: они и сейчас вроде бы те же либертарианцы, только почему-то все разговоры теперь не про рыночные механизмы, а про политическую борьбу с левыми и засилье мигрантов.
Может быть поэтому снижение налогов и фискальная дисциплина кажутся даже не скучными, а откровенно проигрышными электоральными лозунгами. Вот выдворение мигрантов, вот тарифы и силовая борьба с другими участниками международных отношений — это да, это перспективно.
Но и это еще не дно кроличьей норы. Где-то там, за спинами трампов и фараджей маячат их политические консультанты и творцы дискурса, все это Темное просвещение и криптотехнобро.
И то что эти люди генерируют в качестве своего видения нашего общего будущего на этом шарике грязи — выглядит откровенно пугающе.
Корпоративное государство, великий вождь, урожденная элита, правящая по праву богатства и происхождения. Эта фашистская техноутопия выглядит сейчас нереалистичной — но насколько реалистичным выглядело 20 лет тому назад происходящее в сегодняшнем мире?